Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен?

Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе

Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен?
Образование 24 февраля 2016

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе.

Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности.

Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение.

В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний.

Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать опасные ситуации, оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира.

Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы.

Эта тема актуальна, так как каждый мальчик — будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека.

Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности.

Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция.

Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы.

Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется эвристическая беседа. Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета – научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы.

Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации.

Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен.

В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы.

Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды.

На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем.

Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству.

Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

Источник: .ru Образование
Что такое ссылка в интернете и в программе «Ворд»?

С понятием «ссылка» пользователям Интернета приходится встречаться ежедневно. …

Автомобили
Что такое тахограф в автомобиле и каковы правила его установки?

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом — из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым…

Бизнес
Что такое консалтинговая компания? Ее роль и задачи в бизнесе

В нулевые годы в нашей речи появляется новое понятие — «консалтинг». Как и любое непознанное явление, оно быстро начинает привлекать к себе внимание и требовать пояснений. Не успели мы разобраться с одним термином, вс…

Дом и семья
Что такое хронограф в часах и как им пользоваться?

Люди уже достаточно давно стараются упорядочить свое время. Но, как ни странно, что такое хронограф в часах, знают не все. Часовые мастера придумали его не так давно. Многие даже не умеют им пользоваться и не знают, к…

Дом и семья
Что такое педсоветы в ДОУ и для чего они нужны?

Педсоветы в ДОУ — это собрания для педагогического состава детского сада. Проводятся они систематически и решают разные задачи для воспитателей с конкретной квалификацией. Особенно такие мероприятия полезны для начина…

Духовное развитие
Что такое причастие в Церкви? Форма и содержание

В православной Церкви нет более или менее важных таинств. Но одно из них – божественная Евхаристия — может называться центральным, так как является кульминацией каждой литургии. Другое название таинства – …

Здоровье
Уретра — это что такое? Различия в строении уретры у мужчин и женщин, симптомы и заболевания

Уретра – это что такое? Именно представленному вопросу мы и посвятим статью. Кроме этого, вы узнаете о различиях в строении данного органа у мужчин и женщин, а также о том, какие заболевания могут возникнуть, ка…

Здоровье
Что такое полип в матке, и методы его лечения

Очень часто женщины, не разобравшись, что такое полип в матке, начинают паниковать, услышав диагноз. Полипы представляют собой образования, которые формируются на слизистой оболочке детородного органа в виде своеобраз…

Интернет
Что такое «отдача» в торренте и как её настраивать

С развитием интернет-скоростей люди перестали обращаться в магазины за покупкой дисков с фильмами, играми и музыкой. Теперь намного проще найти и скачать контент на пиратских сайтах в сети, чем месяцами бегать по мага…

Интернет
Что такое спам в электронной почте и как с ним бороться

Вам приходили письма с рекламным содержанием на электронную почту? Да? Тогда вы знаете, что такое спам. Практически все почтовые сервисы, которые есть в мире на сегодняшний день, выделяют огромное количество средств н…

Источник: http://monateka.com/article/183500/

Пригодится, чтобы выжить: интересные материалы по ОБЖ

Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен?

Если исходить из названия, «Основы безопасности жизнедеятельности» — предмет, простите за каламбур, жизненной важности. При этом незаслуженно обойдённый вниманием.

ОБЖ начали преподавать в школах в последний год существования Советского Союза. Он был призван, с одной стороны, повысить культуру личной безопасности подрастающего поколения, с другой стороны, подготовить молодых людей к военной службе.

Так как материальная база многих школ оставляла желать лучшего, а методика обучения была отдана на откуп преподавателям (многие из которых не являлись профессиональными педагогами), то ученикам больше запоминались уроки с надеванием противогазов и разборкой автомата Калашникова, чем скучные монотонные лекции о землетрясениях и пожарах.

Школам же было проще отдавать этому предмету часы по остаточному принципу, чем думать, как повысить его эффективность.

Вопрос о реальной пользе ОБЖ поднимается давно и часто. Одна из причин — слишком теоретизированная программа, которая не учитывает реальных потребностей детей. Об этом была дискуссия, возникшая вокруг статьи в «Учительской газете» в 2013 году.

Я спросила у девочки-семиклассницы, что они изучают по программе ОБЖ? «Смерчи, лавины, землетрясения», — без запинки ответила школьница.

Часто ли на ваш город, уважаемые читатели, обрушивались смерчи? Лавины? Землетрясения? Или всё-таки дети чаще гибнут от шальных автомашин, пожаров, в результате прогулок по тёмным паркам, в полынье на хрупком весеннем льду, их выносит на дорогу при катании с «ватрушек»… Входят ли эти случаи в программу ОБЖ? Если да, проходят ли они через сердце ребенка? Или их записывают в виде таблицы в тетрадку? Почему дети продолжают гибнуть и зачем нужен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», если он не спасает жизни детей?!

— Светлана Потаповасобственный корреспондент «Учительской газеты» 

Из дальнейших обсуждений становится ясно, что поиск подхода к детским сердцам полностью ложится на плечи преподавателя, который вряд ли найдёт подмогу в учебниках по ОБЖ с выдержками из нормативных актов.

Другая всеми отмечаемая проблема курса ОБЖ — отставание от реальных вызовов современности, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Вот, например, совсем недавнее письмо читателя Newtonew в редакцию:

Работаю почти год преподавателем-организатором ОБЖ, а также совмещаю с должностью учителя физической культуры и педагога-организатора. Одна из проблем — моральное устаревание некоторых программ.

На примере ОБЖ: детям давно пора изучать кибербезопасность, безопасность в интернет-пространстве, способы психологической защиты, однако по программе они до сих пор изучают опасность радиации и отравления химическими веществами.

— Виталий Щинниковпреподаватель ОБЖ

Ещё один вопрос, который часто возникает при обсуждении программы ОБЖ: каково соотношение в этом предмете «допризывной военной подготовки» и «формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности»? Нужно ли в рамках одного курса учиться тушить пожары и обращаться с автоматом Калашникова? 

Напомним, в 2012 году общественность обсуждала введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые оставляли в старшей школе шесть обязательных предметов. Среди не вызывающих вопросов базовых дисциплин оказался и предмет ОБЖ. По этому поводу Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно», высказался в своём интервью газете «Взгляд»:

ОБЖ… Ну что тут поделаешь… ОБЖ надо давать в начальной и подростковой школе, а потом с этим предметом необходимо расставаться. Но у нас же есть Министерство обороны, и надо посмотреть, где сильнее степень влияния на принятие решений: в Минобразе или в Минобороны…

— Ефим Рачевскийдиректор центра образования №548 «Царицыно»

Судя по недавним предложениям сенатора Александра Чекалина, ОБЖ рассматривается официальными лицами как предмет, в первую очередь транслирующий идеи государственной безопасности. В таком случае, взращивание культуры личной безопасности по-прежнему остаётся лишь на совести педагогов.

Как бы то ни было, безопасность — не та тема, которую можно отложить «на потом». Эта подборка ресурсов поможет учителям и родителям обсудить с детьми важные вопросы личной безопасности.

Как не потеряться в городе и в лесу

На сайте добровольного поискового отряда «Лиза Алерт» размещены рекомендации для детей и взрослых о том, как не потеряться и не стать жертвой несчастного случая. Яркие и очень точные памятки можно распечатать и обсудить вместе с детьми. Что делать, если ты потерялся во время поездки? Что делать, если заблудился в лесу? Как избежать опасности, когда ты один в городе?

Источник: lizaalert.org

Инфографика по темам ОБЖ

Большое собрание инфографики от преподавателя факультета безопасности жизнедеятельности. Темы — правила поведения в различных ситуациях и стихийные бедствия.

Источник: обж.рф

«Спас Экстрим» — портал детской безопасности МЧС России

В разделе «Методические пособия» правила безопасного поведения объясняются на самом элементарном уровне. Разбил градусник — позови взрослых. Не пей бытовую химию.

С другой стороны, как раз знание элементарных правил может спасти жизнь. Информация представлена в виде простой инфографики. Тут же можно почитать истории о храбрых детях, спасших других людей.

ролики с мультяшным персонажем Спасиком и другими можно посмотреть на канале .

С наступлением холодов пора вспомнить правила поведения на льду.

Просветительский проект для широкой аудитории «Моя энергия»

Проект энергетического гиганта «ТГК-1» в лёгкой доступной форме рассказывает о том, что такое электроэнергия и как её безопасно и экономично использовать. Материалы на сайте не только развивают навыки личной безопасности, но и настраивают на осознанное потребление.

Здесь есть материалы для учителей, которые можно интегрировать в курс ОБЖ. Детям предлагается установить интерактивную обучающую программу «Безопасное и экономное энергопотребление» для iPad. По словам разработчиков, она создана совместными усилиями энергетиков и педагогов.

Выживание в экстремальных условиях

Наши возможности гораздо больше, чем мы себе представляем. И мы можем справиться с ситуациями, которые нас пугают, если будем к ним готовы.

Чтобы понять это, можно почитать форумы и посмотреть видеоканалы людей, которые сделали экстрим своим профессиональным занятием.

 Плюс таких ресурсов в том, что они говорят о безопасности ненавязчиво, представляя её необходимым условием активной, увлекательной жизни.

Например, форум «НеПропаду». Бывалые ребята обмениваются информацией о том, как выживать в экстремальных условиях, среди которых дремучий лес, природные катаклизмы, военные действия и т.д..

В блогах можно найти различные темы, которые могут непосредственно касаться вашей жизни.

Любителям походов должно быть интересно заглянуть в блог «Полевая кухня» и почитать, как готовить плоды вяза, заваривать хвойный чай и питаться прочим подножным кормом, который поможет выжить.

А вот видеоблог Григория Соколова, заядлого походника, который рассказывает о том, как правильно разводить костры и не промочить спички.

Кибербезопасность

Поговорите с детьми о том, что опасность в Интернете может быть не менее реальна, чем в жизни офлайн. И речь не о том, что твоего героя убьют в компьютерной игре.

Мошенники в социальных сетях, воровство личных данных, кибербуллинг — если вы и сами не очень верите в эти опасности, почитайте блог «Лаборатории Касперского», в котором доступным языком описываются и проблемы, и решения.

А чтобы понять, как об этом говорить с детьми, пригодится онлайн-журнал «Дети в информационном обществе».

Подробно о кибербезопасности мы писали в обзорах «Кибербезопасность: дополнительные материалы к уроку» и «Социальные сети в помощь».

И помните, что основы безопасности — это образ жизни, а не отдельный урок.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/basics-life-safety

Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе

Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен?

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ — это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов — Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ — это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ — очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот — уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

Обж в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД.

На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности.

В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ.

Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики.

Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

Источник: https://www.nastroy.net/post/chto-takoe-obj-rasshifrovka-predmeta-v-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.