Отец Иван. Повесть о верности

Отец Иван. Повесть о верности | Милосердие.ru

Отец Иван. Повесть о верности

Алтай, село Малышев Лог. Крест на месте старого храма и новый храм вдали

Сентябрь. Мы едем из Барнаула в Степной Алтай, на территорию Рубцовской епархии.

Мы — это небольшая поисковая киногруппа. Снимается кино, ведется поиск, который должен увенчаться созданием документального фильма и написанием книги. И чем-то иным, менее осязаемым, — наверное, возрождением памяти и уж, безусловно, изменением каждого из нас.

Предмет наших поисков — история служения и мученичества одной семьи. Семь сыновей псаломщика из Симбирской губернии, — семь священников, каждый из которых погиб за Христа и Его Церковь в период с 1919 по 1937 год.

Забит нагайками и пристрелен. Заколот штыками в алтаре храма. Закопан живьем. Привязан к коням и разорван. Отпущен из концлагеря в тифозном жару, по лютому морозу раздетым и разутым каким-то чудом добрался домой и умер после долгой болезни — дома. Расстрелян по приговору Тройки НКВД…

Память о них собираем мы от их потомков. Память, долгие годы запечатанную: забыть, ни о чем не проговариваться надо было просто для того, чтобы выжить, чтобы выжили дети.

Но непредсказуемым образом эта память вдруг раскрывается, пробивается сквозь многолетнюю толщу умолчания, и свидетельства людей, даже не знавших о существовании друг друга, —  вдруг совпадают или направляют в одну и ту же точку…

Неужели неясно, что храм обречен?

Малышев Лог. Храм Михаила Архангела. Фото 1947 года

География служения и страданий братьев Фавстрицких обширна. Мордовия (там мы побывали в августе 2016, там обретено захоронение одного из них и сложилось почитание этого исповедника), Самарская губерния, Западная Сибирь, нынешний Казахстан. Четверо из братьев претерпели свою мученическую кончину на Алтае. Об одном из них, расстрелянном в Рубцовске, сегодняшний рассказ.

В 1936 году храм Михаила Архангела в селе Малышев Лог Волчихинского района на Алтае был закрыт.

Так, во всяком случае, помнят сейчас в Малышевом Логу: там крепкая община вокруг недавно построенного большого каменного храма, а место прежнего, разобранного в 50-х годах XX века, отмечено крестом… После закрытия храма священник, о. Валериан Зверев, уехал из села. Казалось, точка в истории храма.

Но в июле 1936 года в Малышев Лог прибывает другой священник, 50-летний Иоанн Алексеевич Фавстрицкий. С ним попадья, Прасковья Петровна, и двое детей — 10-летний Женя и 13-летняя Вера. Старшие — два уже женатых сына и замужняя дочь — живут в Барнауле, работают на меланжевом комбинате.

У нас пока нет ни одной фотографии отца Ивана, даже детской… даже расстрельной.

Помнят, что он был высок ростом, у него была темнокудрявая буйная грива волос — в мать, как и у двух его братьев; был он порывистый, и всегда носил рясу, хотя в ту пору это было уже вызовом. «Батюшка, ну ты хоть подстригись, что ли, чуть-чуть», — пробовала уговорить его матушка, но он твердо отказывался.

Неужели в 1936 году неясно, что храм обречен, что священническое служение невозможно и даже смертоносно? Вряд ли… Что же занесло тебя, отец Иван, в чужое село, где не было у тебя ни друзей, ни знакомых, к закрытому храму?

Протокол допроса: «Задания от епископа Иакова не получал»

«Скажите, обвиняемый Фавстрицкий, по чьей рекомендации или вызову вы прибыли в с. Малышев Лог?» — спросит его позже следователь.

«В село Малышев Лог я прибыл по назначению Барнаульского архиерея». — «Скажите, Фавстрицкий, вы были лично знакомы с Барнаульским архиереем?» — «Личного знакомства с Барнаульским архиереем у меня не было, видел я его только один раз, когда получал назначение в Малышев Лог».

В тот осенний день 1937 года, когда в следственном деле Ивана Алексеевича Фавстрицкого будут записаны эти вопросы и ответы, архиепископ Барнаульский Иаков (Маскаев) будет уже расстрелян в Барнауле. А в 2000 его прославят как священномученика среди прочих новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Свмч. Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский

https://www.youtube.com/watch?v=iqIfyqjL8A0

В 1930 году епископ Иаков уже был осужден и получил 3 года лагерей. Одним из основных пунктов обвинений было то, что он учил отстаивать предназначенные к закрытию церкви.

«Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам организованно не допускать закрытия церкви…»

Прямо из заключения владыка Иаков прибыл на новое место служения — в Барнаул. И здесь, как видим, продолжал отстаивать храмы, и остался верен в этом даже до смерти. И посылал тех, кто мог вместить — на тот же подвиг.

Понимал ли отец Иоанн, что идет на заранее проигранное дело и, может быть, — на смерть? Была ли у него надежда чего-то добиться, отстоять церковь? Для чего ехал он в Малышев Лог?

В это время его старший брат, протоиерей Василий, уже стал бродячим священником: храмы, где служил он, закрывали один за другим, и теперь он ходил из одной алтайской деревни в другую под видом стекольщика и столяра, чтобы тайно говорить людям о Боге и Церкви, крестить детей и совершать Литургию. Иногда он приходил к брату, всегда ночью, стараясь быть незамеченным, и уходил на рассвете, пока село спит. И старшие сыновья, Петр и Михаил, изредка выбирались из Барнаула к отцу, тоже стараясь делать это тайно.

Когда братья в последний раз приехали к отцу, одновременно с ними пришел и отец Василий. Эту ночь навсегда запомнил младший сын отца Ивана, Женя: впервые все собрались так вот вместе, семьей. Но радости не было, все пронизывала тревога.

Всю ночь говорили два брата-священника и старшие сыновья отца Ивана о судьбе России, о закрытии храмов… о том, что отца Иоанна вызывали снова в сельсовет и давали последнее предупреждение, чтобы не поднимал народ против линии партии…

Рано утром Петр и Михаил уехали обратно в Барнаул, а отец Василий остался еще дня на два — такого еще не было, он всегда ночевал лишь одну ночь. Женя видел, как ночью оба брата молились, не вставая с колен.

«Я хотел заснуть, — вспоминал он, — но какая-то сила не давала, и на душе было очень тревожно… Я помню, как они говорили о России; они не верили, что все это будет до конца, совсем.

«Господь не допустит, а мы — мы все это выдержим, мы должны претерпеть» — говорили они».

Перед уходом отец Василий крепко обнял и поцеловал Женю, подбросил высоко вверх… Долго стояли братья обнявшись, а потом отец Василий быстро повернулся и ушел навсегда.

«Часто агитировал меня молиться Богу»

Фрагмент обвинительного заключения

Отца Василия арестовали 15 июля 1937 года, вскоре после той ночи. А 4 августа арестовали отца Иоанна.

Позже в сельсовете напишут для следственного дела подробную справку, где не поскупятся приставить к каждой фразе буковки «КР» — контрреволюционный: «Фавстрицкий поп прибыл в село Малышев Лог неизвестно откуда и занялся КР пропагандой среди колхозников.

Для этой своей КР деятельности он в церковной сторожке собирал КР сборища, на которых давал КР задания членам церковного совета… чтобы церковный совет занялся сбором денег среди верующих колхозников. Деньги, поп говорил, нужны на уплату государственного налога и страховки за здание церкви.

Одновременно на этом же КР сборище он дал задание церковному совету собрать подписи верующих кр-н единоличников, а также и колхозников для того, чтобы с/совет не мог закрыть церкву…»

А это из показаний свидетелей, как под копирку писанных, только с каждым новым прибавляется эпитетов в духе «подлый», «контрреволюционный»: «Часто заходил ко мне в квартиру и с КР целью агитировал меня молиться Богу». «Не имел никакого разрешения от райорганизации на право совершения религиозных обрядов. Производил религиозные обряды, службу и крещение детей».

«Во время проведения собрания граждан о закрытии церкви Фавстрицкий повел активную агитацию против, говорил, что власть насильно закрывает церковь… Нужно не бояться, насильно никто не имеет права закрыть, нужно взяться всем дружно православным, и если понадобится, умереть за святую веру».

Собственно, к этим и подобным обвинениям и свелась вся контрреволюционность отца Иоанна.

Постановили: расстрелять»

Через сорок дней после ареста обвинительное заключение было передано Тройке НКВД, а 30 октября отец Иоанн был приговорен ею к расстрелу. 22 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение в Рубцовске.

«Приведён в исполнение …»

За 9 дней до этого в Барнауле арестовали его сыновей, Петра и Михаила.

Через четыре дня Тройка НКВД в Барнауле приговаривает к расстрелу отца Василия. Днем спустя — Петра и Михаила. Их расстреляли в Барнауле 9 декабря, их дядю протоиерея Василия — 17 декабря 1937 года.

Вдова отца Иоанна, Прасковья Петровна, в конце 1937 года была арестована и осуждена на три года тюрьмы за неуплату того самого налога на церковь, средства на который пытался собрать ее муж. Там, в барнаульской тюрьме, она и умерла, — а дети, Вера и Женя, узнали об этом в тот самый день, когда радостные, пришли наконец забрать маму домой по окончании срока…

В страданиях, в страхе — за имя христово

Панихида на месте расстрелов

С помощью епископа Рубцовского и Алейского Романа и сотрудниц епархии мы нашли место, где проходили в Рубцовске расстрелы, и владыка Роман отслужил там, в пустынных зарослях на окраине, первую панихиду по всем убиенным.

«…Царство Небесное, вечный покой тем, кого мы сегодня помянули, тем, кто здесь пострадал, на этом месте, кто не предал веру свою, с именем Христа отошел в мир иной, — в страданиях, в страхе, но имя Христово из сердца своего, из уст своих не оставил — того и Господь не оставит, и нас с вами по их молитвам не оставит, если Имя Христово будет у нас с вами на устах и в сердце, и в делах, и между нами будет Христос».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/otets-ivan-povest-o-vernosti/

Отец Иван. Повесть о верности « Троицкое благочиние г. Москвы

Отец Иван. Повесть о верности

Алтай, село Малышев Лог. Крест на месте старого храма и новый храм вдали

Сентябрь. Мы едем из Барнаула в Степной Алтай, на территорию Рубцовской епархии.

Мы — это небольшая поисковая киногруппа. Снимается кино, ведется поиск, который должен увенчаться созданием документального фильма и написанием книги. И чем-то иным, менее осязаемым, — наверное, возрождением памяти и уж, безусловно, изменением каждого из нас.

Предмет наших поисков — история служения и мученичества одной семьи. Семь сыновей псаломщика из Симбирской губернии, — семь священников, каждый из которых погиб за Христа и Его Церковь в период с 1919 по 1937 год.

Забит нагайками и пристрелен. Заколот штыками в алтаре храма. Закопан живьем. Привязан к коням и разорван. Отпущен из концлагеря в тифозном жару, по лютому морозу раздетым и разутым каким-то чудом добрался домой и умер после долгой болезни — дома. Расстрелян по приговору Тройки НКВД…

Память о них собираем мы от их потомков. Память, долгие годы запечатанную: забыть, ни о чем не проговариваться надо было просто для того, чтобы выжить, чтобы выжили дети.

Но непредсказуемым образом эта память вдруг раскрывается, пробивается сквозь многолетнюю толщу умолчания, и свидетельства людей, даже не знавших о существовании друг друга, —  вдруг совпадают или направляют в одну и ту же точку…

Подозрительная личность

Заместителя командира батальона старшего лейтенанта Гальцева поднимают среди ночи. Причиной этому служит задержание мальчика, которого обнаружили рядом с берегом Днепра. На вопросы ребенок не отвечает, только говорит, что его зовут Иван Бондарев, и просит, чтобы о нем доложили в штаб.

Гальцев звонит своему непосредственному начальнику и докладывает о мальчике. Однако его слова всерьез не воспринимаются. Задержанный продолжает настаивать на звонке в штаб и даже называет несколько фамилий людей, которым нужно доложить о его появлении.

Гальцев звонит еще раз, теперь уже он докладывает обо всем подполковнику Грязнову. Тот отдает приказ мальчика накормить, одеть, предоставить бумагу и ручку и держать в тайне информацию о его появлении.

Гальцев выполняет все, что от него требуется, и продолжает следить за Бондаревым, который сосредоточенно считает вынутые из кармана еловые иголки и зернышки, а затем записывает данные.

Затем лейтенант выходит к реке. Там он размышляет о том, как мог слабый мальчишка в ледяной воде переправиться на другой берег, если это не по силам даже взрослому мужчине.

Холин

Через некоторое время приезжает Холин, молодой черноволосый мужчина. Увидев Ивана, он сразу бросается обнимать его, словно самого близкого человека.

Из их разговора Гальцев понимает, что Бондарев переплыл Днепр на полене, но не нашел лодку, которую спрятали для него Холин и Катасонов (командир взвода из разведки по прозвищу Катасоныч).

Его отнесло течением на несколько километров дальше, чем рассчитывал Иван. Краткое содержание повести поведает, что же произошло дальше.

Холин просит Гальцева тайно подогнать им машину, и, пока лейтенант ищет транспорт, Иван одевается в новенькую гимнастерку, на которой красуется орден «За мужество». Холин и Иван уезжают.

Катасонов

Через три дня у Гальцева появляется Катасонов, маленький мужчина, похожий на кролика, молчаливый и стеснительный. В течение двух дней он внимательно изучает через подзорную трубу вражеский берег.

Гальцев решает спросить его об Иване, на что Катасонов отвечает, что мальчиком движет ненависть к немцам. При упоминании об Иване глаза командира взвода начинают лучиться добротой и нежностью.

Вторая встреча с Иваном

Через три дня снова приезжает Холин. Вместе с Гальцевым они идут осматривать передовую. Лейтенанту был дан приказ всячески помогать Холину, но ему не очень-то это нравится.

Гальцев отправляется в санчасть проверить недавно прибывшего фельдшера. Ей оказывается симпатичная молодая девушка, которая, как признается Гальцев, в мирное время очень бы ему понравилась.

Однако на войне он этого себе позволить не может, поэтому разговаривает с ней сухо и строго.

Вернувшись в свою землянку, лейтенант обнаруживает там спящего Холина и записку с просьбой его разбудить. Гальцев делает, как ему сказано. Через некоторое время в землянке появляется Иван. Краткое содержание не отражает всех деталей появления мальчика во второй раз у Гальцева.

Бондарев пребывает в хорошем настроении и очень дружелюбен. Пока мальчик отдыхает и смотрит журналы про разведчиков, Холин и Катасонов разговаривают. Гальцев узнает, что ночью они планируют переправить Ивана на вражеский берег.

Мальчик замечает у Гальцева нож, который ему очень нравится. Иван просит его в подарок. Однако Гальцеву этот нож достался от погибшего друга, он хранит финку как память и не может ее подарить. Лейтенант обещает Бондареву сделать похожий нож и отдать ему при встрече.

Холин, Катасонов и Гальцев идут посмотреть лодки, в это время Иван остается один в землянке. Вернувшись, Гальцев находит мальчика в возбужденном состоянии. Заходит разговор о жизни Ивана.

Оказывается, что Бондарев был в лагере смерти и выжил. Мать, отец и маленькая сестренка погибли на его глазах. У Ивана ничего не осталось в сердце, кроме ненависти к гитлеровцам.

Это чувство пронизывает всю повесть «Иван», краткое содержание которой здесь представлено.

Смерть Катасонова

Возвращается Холин. Увидев, что он пришел один, Иван спрашивает его о Катасонове. Тот отвечает, что того срочно вызвали в штаб. Мальчик недоумевает, как Катасонов мог уехать, не пожелав ему удачи. Всех тонкостей отношений между Иваном и Катасонычем не может в полной мере передать краткое содержание. «Иван» Богомолова — это не только произведение о войне, но и о человеческих отношениях.

В ходе разговора выясняется, что Холин передумал и решил взять с собой Гальцева. Они обговаривают подробности плана.

Одевшись, Холин и Гальцев ждут мальчика. Тот вновь снимает с себя всю чистую одежду и одевается в рваную и грязную. В сумку он кладет пищу, которая в случае чего не вызовет подозрений у немцев.

Они отправляются в путь. Гальцев вскоре узнает, что Катасонов погиб, его застрелили, когда он вылезал из лодки. Холин не мог допустить, чтобы об этом узнал перед важным заданием Иван. Краткое содержание не призвано заменить прочтения полноценного текста произведения, об этом важно помнить.

Операция

Переплыв реку, Холин, Гальцев и Иван тщательно маскируют лодку и отправляют мальчика в тыл к немцам. Сами они некоторое время ждут, чтобы в случае, если у Ивана не получится пройти и будет необходимо вернуться, они могли прикрыть его. Просидев какое-то время под дождем посередине реки, мужчины возвращаются.

Друзей не забывают

Прошло время. Гальцев не забыл о своем обещании сделать для Ивана нож. Он всегда носит его с собой, чтобы при удобном случае через Грязнова или Холина передать его Ивану.

Через некоторое время Гальцев встречает подполковника и обращается к нему с просьбой передать нож, на что Грязнов отвечает ему, что лейтенанту следует забыть о мальчике, потому что чем меньше знают о таких людях, тем дольше они живут.

Вскоре Гальцев узнает, что Холин погиб, прикрывая отступление своих бойцов. А Грязнова перевели в другое подразделение. Чем все закончилось, вы узнаете, прочитав краткое содержание.

«Иван» Богомолова В. О. — произведение, рассказывающее о событиях Великой Отечественной войны без прикрас и романтики. Реальностью пропитано каждое слово повести.

Война почти закончилась. Гальцев при капитуляции немцев оказывается в Берлине. Там он со своими бойцами обнаруживает машину с немецкими документами. Перебирая папки, Гальцев вдруг находит дело Ивана Бондарева. В документах написано, что его поймали, пытали, а затем расстреляли.

Иван — один из многих детей-героев, которые готовы были пожертвовать своими жизнями ради родины. Например, Зина Портнова, Леня Котик, Саша Чекалин, командир Соболев Иван Васильевич.

Краткое содержание повести, к сожалению, не имеет возможности перечислить все имена отважных героев этой страшной и жестокой войны.

Однако каждый из нас должен помнить о них и благодарить за мирное небо над головой.

Источник: http://fb.ru/article/184715/ivan-kratkoe-soderjanie-povest-v-o-bogomolova

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.