Старец Силуан Афонский помог сохранить семьи

Содержание

Силуан Афонский – жизнь и поучения: история жизни старца и его известные пророчества

Старец  Силуан Афонский помог сохранить семьи

Речь в этой статье пойдет об одном из афонских монахов, выходце из России – Силуане Афонском. Чем же мог простой монах так прославиться, что молва идет далеко за пределами Афона? Со всего мира приезжают люди на Святую гору с целью приложиться к честной главе. О судьбе святого Силуана Афонского, его жизни и поучениях будет рассказано ниже.

Житие святого Силуана

Появился на свет будущий афонский старец Силуан в России, в Тамбовской губернии, в селе Шовское. Родился в 1866 году в семье простых крестьян.

Детские годы

Родители святого были верующими людьми, поэтому о Боге мальчик узнал рано. Впоследствии преподобный Силуан Афонский вспоминал, как отец пригласил к себе домой продавца книг, который по традиции ходил по селам. В разговоре мальчик услышал, как продавец сказал, что Бога нет.

Изумленный Симеон (такое имя дали будущему святому при крещении) спросил отца, после того как ушел книгоноша, об этом разговоре. Тот ответил: «Не слушай его, сынок! Я подумал сначала, что он умный человек, вот и пригласил его. Бог есть, верь в это!». Эти слова навсегда врезались в память мальчику.

Юность

В юности будущий старец отличался недюжинной физической силой и крепким здоровьем. Однажды, придя с поля, где трудился с самого рассвета, съел поданную матерью на ужин яичницу, в которой было более 50 яиц, и попросил добавки. Ходили слухи о силе Симеона: юноша одной рукой смог удержать лошадь за шею, когда надо было сбить лед с копыт.

Говорили также, что молодой человек мог взять голыми руками горшок из раскаленной печи и перенести на стол. Кроме того, мог расколоть широкую доску пополам одной рукой. Весь день работал, нося огромные тяжести, и при этом нисколько не уставал.

В пятнадцать лет Симеон стал работать столяром в имении князя Трубецкого. Одна кухарка рассказала, что недалеко, в соседнем селе, жил затворник Иоанн Сезеновский. После своей смерти старец был причислен к лику святых.

Благочестивая женщина часто ходила на могилу этого праведника. Рассказы кухарки о подвижнике пробудили в юноше светлые чувства. Молодой человек испытал впервые Божественную Благодать, и сердце юноши с тех пор стало гореть любовью к Богу.

С тех пор будущий Силуан Афонский стал много молиться, в нем проснулось желание стать монахом. Дочери князя были красивы, и необычайно сильный юноша им нравился. Но даже возможность стать богатым и именитым, женившись на них, не пробуждала в Симеоне ни малейшей радости. Он смотрел на красавиц, как на своих сестер, не более.

В девятнадцатилетнем возрасте Симеон объявил своему отцу желание стать монахом и попросил родительского благословения на поездку в Киево-Печерский монастырь. Но отец не разрешил ему поехать, а велел сначала пройти военную службу. Будущему подвижнику ничего не оставалось, как смириться и ждать.

Первые грехопадения

Симеон, оставшись в миру, начал вести веселую и разгульную жизнь. Часто гулял с девушками, которым очень нравился своей силой и умением хорошо играть на гармошке. Однажды к ним подошла кучка хулиганов, потребовали отдать гармошку.

Симеон передал музыкальный инструмент своему другу и стал уговаривать хулиганов разойтись по-хорошему. Но те никак не хотели угомониться, один из них размахнулся и ударил юношу по лицу.

Тут сильный молодой человек прогневался и ударил обидчика в грудь. Пострадавший упал на землю без чувств, изо рта его хлынула кровь. Симеон очень испугался и опасался за жизнь этого хулигана.

Но к счастью, тот выжил, но подняться с кровати смог не скоро. Такова была недюжинная сила будущего преподобного Силуана Афонского.

На его мирских фото видно, какого богатырского телосложения был праведник в юности, про таких говорят – «косая сажень в плечах».

Однажды после веселого гулянья Симеон задремал и увидел странный сон. Как будто в его рот заползла змея, и он проглотил ее. С чувством большого омерзения проснулся юноша и вдруг услышал незнакомый голос: «Тебе противно оттого, что ты проглотил змею, а каково Мне смотреть на твою жизнь?!».

Симеон оглянулся вокруг – никого не было рядом. Тогда он понял, что голос этот был неземного происхождения. Юноша решил, что это Сама Пречистая Богородица предостерегает. Тут Симеона посетило чувство глубокого раскаяния, он заплакал и положил в своем сердце намерение больше не грешить, а после окончания военной службы сразу поехать в монастырь.

Служба в армии

Служить Симеону пришлось сапером под городом Санкт-Петербургом. Солдата уважали за исполнительность и кроткий нрав, но многие замечали, что Симеон часто бывает задумчив. Когда задавали вопрос насчет этого, то он отвечал: «Мы тут вот сидим, а на Афоне монахи молятся за всех!».

Часто юноша переводил собственные заработанные деньги в пользу монахов Афона. Все говорили, что душой он уже пребывает на Святой горе. И это было правдой, в свободное время Симеон часто молился, читал духовные книги.

Однажды на него чуть не напала бешеная собака, но Симеон оградил себя крестом и произнес молитву «Господи, помилуй!». Случилось чудо – собака, словно наткнувшись на невидимую стену, отскочила и побежала дальше, досаждая скоту и людям.

Монашество

После окончания военной службы молодой человек отправился к светильнику церкви – святому Иоанну Кронштадтскому за благословением на монашество. Так и не найдя великого пастыря, юноша оставил записку с просьбой помолиться о нем.

Вернувшись в родное село, Симеон почувствовал себя словно в аду, так прежняя мирская жизнь показалась ему чуждой. Спросив благословения отца, молодой человек собрал вещи и отправился на Афон. На Святой горе он поселился в русском Пантелеймоновом монастыре.

Важно! На Святой горе Афон находится много разных монастырей. Среди них – русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеймона. В нем покоится честная глава святого.

Придя в монастырь, молодой человек затворился и пробыл некоторое время в молчании и осознании своих грехов. Таков был обычай для вновь появившихся на Святой горе. За это время надо было вспомнить все свои грехи, а затем раскаяться и подробно рассказать все на исповеди духовнику.

Молодому человеку было всего 22 года! Тяжелая физическая работа была по плечу послушнику, ведь тот привык к ней с детства. Послушник Симеон трудился на мельнице, послушание нес исправно, все его хвалили. А вот с искушениями было сложнее, на новоначального обычно сразу наваливаются различные напасти от бесов с целью отвратить от праведного пути.

Иногда отчаяния и тоска завладевали сердцем молодого подвижника, и с ними справиться было очень трудно. Также одолевали его помыслы блудные, которые велели ему уйти из монастыря и жениться.

Однажды, борясь с помыслами на молитве, новоначальный Симеон ослабел духом и телом. В изнеможении присел на табурет и сказал Богу: «Ты неумолим!». И в тот же день сподобился Божественного утешения, которое редко дается даже опытным монахам.

На вечерней службе в церкви Симеону явился живой Христос, утешая и укрепляя его. Любовь Божия была настолько безгранична, горяча и всепрощающа, что молодой подвижник в изнеможении упал на пол, подобно апостолам на горе Фаворской. Когда очнулся, видение уже исчезло.

Именно тогда он понял, что Господь всегда был и есть рядом, и что не надо унывать, отчаиваться и ослабевать в молитве.

Спустя четыре года после пришествия в монастырь послушника Симеона постригли в монашество, а в 1911 году – в схиму. При постриге получил имя Силуан. После этого трудился в должности эконома. Преподобный много молился, больше о других, чем о себе, почти не спал, только дремал, сидя на небольшом табурете.

За свое подвижничество Силуан сподобился еще одного посещения Спасителя. Святой спросил: «Как бороться с помыслами?». Ответ Христа был: «С гордыми всегда так бывает». Тогда Силуан спросил Бога, как ему достичь смирения? «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся», – таков был Божественный ответ.

С тех пор Силуан стал еще сильнее подвизаться, долгими ночами не спал, а молился за весь мир. И конечно, за свою родину, в которой происходили тогда глобальные перемены. И кто знает, может быть, благодаря его молитвам Россия не погибла окончательно в красном вихре.

Святой был богатырского телосложения (это можно увидеть на его фото), здоровья крепкого, но при этом сохранил поразительное целомудрие. Держался просто, никогда не смеялся. Старец не выучился грамоте как следует, имел всего лишь 2 класса сельской школы. Поэтому мудрые поучения Силуана Афонского записал его келейник, иеромонах Софроний, ставший потом архимандритом. 

Он же написал книгу о житии Силуана Афонского, которую можно прочитать в интернете, а также приобрести в любом православном книжном магазине (Архимандрит Софроний Сахаров. «Старец Силуан Афонский. Жизнь и поучения старца Силуана. По благословению патриарха Алексия Второго).

Скончался старец Силуан мирно, по-христиански 24 сентября (по новому стилю) 1938 года. Ему было тогда 72 года.

Прославление старца

Жизнь и поучения старца были настолько удивительны, что вскоре о Силуане Афонском узнал весь мир. На Святую гору стали приезжать паломники с разных концов земли и спрашивать: где покоится глава Силуана?

Интерес к ней был даже иногда больше, чем к Святой главе великомученика Пантелеймона. Честная глава старца Силуана Афонского вначале покоилась в саркофаге вместе с остальными главами упокоившихся.

Важно! На Афоне после смерти монаха мощи его закапывают, через некоторое время достают и оценивают, в каком они состоянии. Голову кладут в специальную раку, там, где покоятся головы остальных отошедших иноков, подписывая имя.

Видя такое почитание старца Силуана, архимандрит велел закопать его главу так, чтобы ее нельзя было найти. Но позже она снова была обретена, и так повторялось несколько раз. Вплоть до канонизации святого, которая произошла в 1988 году. День памяти святого – 24 сентября.

Преподобному молятся в следующих случаях:

  • при отчаянии,
  • при мигренях,
  • в затруднительных случаях,
  • о прощении обид,
  • о примирении враждующих.

Подведем итоги

Про житие и пророчества старца можно почерпнуть информацию из разных источников:

  1. книга («Силуан Афонский. Жизнь и поучения. книга).
  2. . («Силуан Афонский. Житие. фильм).
  3. Книга архимандрита Софрония о жизни и поучениях, пророчествах Силуана Афонского.

Особенно трогательно читать и слушать воззвание старца к Богу, которое начинается словами: «Скучает душа моя о Господе». Этот вопль, плач души христианина мастерски исполнил и записал известный советский артист Александр Борисов.

Источник: https://religiya.guru/svyatye/kto-takoj-siluan-afonskij-zhizn-i-mudrye-poucheniya-startsa.html

Жизнь и поучения мудрого старца Силуана Афонского: пророчества, аудиокниги и видео

Старец  Силуан Афонский помог сохранить семьи

Pravoslavie.Guru > Биографии > Преподобный Силуан Афонский: его жизнь, поучения и пророчества

Афонский старец Силуан жил в XIX—XX вв. По сегодняшний день сохранились его фото. Он родился в крестьянской семье, окончил два класса в сельской школе, был обычным деревенским парнем, ухаживал за девушками, прошёл армейскую службу. В возрасте 26 лет он отправился в Афонский монастырь и прожил там всю оставшуюся жизнь.

  • Детство и юность
  • Монастырское житие
  • Внутренние противоречия и познание Бога
  • Новые душевные терзания
  • Наставления и пророчества
  • Посмертная слава

Детство и юность

Вот некоторые факты из жизни Силуана Афонского, повлиявшие на его дальнейшее духовное развитие:

  • В мирской жизни Силуан звался Симеон Антонов. Он родился в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии. С самого детства отец беседовал с ним о Боге и христианстве. В семье нередко принимались странники, ею постоянно посещались церковные службы. Всё это отложило отпечаток на сознание Силуана.
  • К 19 годам юноша, обратившись всей душой ко Всевышнему, изъявил желание постричься в монахи Печерской Лавры. Но по настоянию отца, он был вынужден отправиться на службу в армию. После чего стал жить обычной суетной жизнью, с её развлечениями и излишествами.
  • Но однажды в жизни молодого Симеона произошло знаменательное событие. Во время сна у него возникло ощущение, что в него вселяется «злосмрадный змий». При этом он испытал сильнейшее отвращение, и, просыпаясь, услышал, что к нему обращается сама Матерь Божья. Смысл её слов заключался в том, что под видом змея в Силуана вселилось зло. И он должен избавиться от «змея», так как Богоматери неприятно смотреть на молодого человека, объятого грехом, так же как ему неприятен «вошедший» в него змей.
  • После этого случая юный Силуан, мысленно поблагодарив Богородицу за её наставление, вновь почувствовал тягу к праведной жизни. Он решил полностью посвятить себя служению Господа.

Монастырское житие

В 1982 году Силуан добрался до святой горы Афон, где его приняли в Русский Пантелеймонов монастырь в качестве послушника.

В 1986 году он:

  • постригся в так называемую мантию, или Малую схиму;
  • изменил имя с Симеона на Силуана;
  • дал обет послушания, целомудренности и нестяжания.

В 1911 году:

  • принял Великую схиму — полнейший уход от мира и соединение с Господом Богом.
  • при этом Силуан не сменил имя, как это обычно принято.

На заметку! Великая схима предполагает те же обеты, что и Малая, но с более строгим их исполнением.

В дальнейшие годы:

  • Как и другие монахи в православных монастырях, принявшие схиму, Силуан проживал в отдалении от прочих братьев. Он не исполнял никаких послушаний, только служил литургию и осуществляют духовничество.
  • Силуан, живя в монастыре, постоянно молился, участвовал в храмовых богослужениях, постился, причащался, ходил на исповедь, читал духовную литературу. Всего его монашеская жизнь в обители длилась 46 лет.
  • При этом он не стремился уйти в пустынь и запереться там. Он не считал это целью жизни христианина, не стремился к мученичеству. Но тем не менее своим образом жизни он повторил подвиг церковных подвижников-аскетов.

Обратите внимание! Духовничество — это просвещение людей, исцеление их душ, отведение от греха. Всё это священник делает с помощью благодати, посланной ему Богом.

Искушение

  • Внутренняя жизнь Силуана не была похожа на спокойное течение ручейка. Не раз его одолевали мысли о том, чтобы вернуться к мирской жизни, создать семью, родить детей. Но он вспоминал явление Богородицы во сне, которое стало для него большим потрясением, и всецело отдавался молитвам, чтобы уйти от греховных размышлений. При этом он особо выделял Иисусову молитву, которая помогала ему и в последующие годы.
  • Силуану открылась истина о том, что, оказывается, человек даже на святой горе подвержен сомнению и искушению. В нём происходила борьба между гордостью и тщеславием, с одной стороны, и стремлением к праведной жизни, приближению к Богу — с другой. Порой он приходил в отчаяние, ему казалось, что Господь оставил его.

Познание Бога

Но в один из дней Всевышний явился послушнику в церкви во время вечерней молитвы. Он духовным путём провёл его в Небесную обитель. Как впоследствии вспоминал старец, в тот момент Силуан ощутил, как в него вселилась благодать «мученичества», и он познал Бога.

С той поры все события монах воспринимал, лишь сопоставляя их с опытом души, которая пришла к познанию Господа. Он отмечал, что одно дело верить в Бога, а другое — знать его.

Теперь одними из главных вопросов для Силуана стали вопросы о том, как приобретается Божья благодать, как её удержать, и почему она иногда покидает человеческую душу?

Старец старался быть подвижником, отметая всё, что мешает в достижении благодати, он:

  • Отводил малое количество времени на сон — около двух часов за одни сутки, сидя на табурете.
  • Соблюдал строгий пост, не дозволяя себе и малейших послаблений.
  • В обычные дни он также ел очень мало, и, обращавшимся к нему за советом, говорил, что пищи нужно употреблять ровно столько, чтобы после вкушения её хотелось молиться.
  • Сдерживал свои желания, считая, что это даёт душе много пользы. Силуан подчёркивал, что смирение делает душу свободной, вселяет в неё блаженство и любовь.

Новые душевные терзания

По прошествии 15 лет с того дня, как преподобному Силуану явился Господь Бог, он вновь стал чувствовать потерю мира и нападки дьявольских сил внутри себя.

Со временем подобное состояние стало усиливаться, особенно в ночное время.

По словам старца, он чувствовал в душе своей сильнейшую боль, которую не смог бы пережить, если бы ранее Создатель не дал ему знания о том, какую любовь он питает к каждому человеку.

Беседа с Господом

В одну из таких страшных ночей старец, как ни старался, не мог приступить к молитве.

— Он в отчаянии воззвал к Богу, задав ему вопрос: «Господи, ты же наблюдаешь моё огромное желание молиться, но бесы противостоят мне в этом. Научи, как поступить, чтобы одолеть их?».

— И Бог отвечал ему, что так бывает с людьми, которые страдают от гордости.

— Силуан спросил Бога, как ему победить гордыню и прийти к смирению?

— В своём сердце преподобный услышал следующий ответ: «Ум нужно держать в аде и никогда не поддаваться отчаянью».

Понимание Силуаном Божественных наущений

Силуан истолковал этот ответ следующим образом:

  • Когда к душе приближаются греховные мысли и желания, она должна сойти в ад, признав себя достойной этой муки.
  • Силой пламени ада нужно выжечь в себе любую страсть.
  • Вознести Богу искреннюю молитву.
  • Надеяться на спасение посредством любви Христовой.
  • Не впадать в отчаяние.

Таким образом, подытоживал Силуан, врагов побеждают, когда, пройдя умом через огонь, возрождаются и приобретают новые силы. Впоследствии это наущение Божье стало для старца руководством в повседневной духовной жизни, и никогда не покидало его. Так начался следующий этап его служения.

Наставления преподобного Силуана

  1. На новом этапе монашества в душе Силуана поселилась печаль о мире, в котором нет Бога. Преподобный объяснял, что люди позабыли о Господе, который дал им жизнь. Они ищут мифической свободы и не могут взять в толк, что жизнь может питаться только от истинного её источника, без которого она увянет. Свобода может содержаться только в самом Создателе.

    Только он даёт Благодать Духа Святого тем, кто припадает к животворящей силе его любви. Лишь познав Святого Духа, можно избежать положения раба и отринуть страх смерти.

  2. Силуан Афонский учит верующих любви. Она придаёт силы и тем людям, которые встали на путь греха. «Где отсутствует любовь к врагам и грешным, заблудшим душам, там нет и Духа Божьего», — говорит он.

    Нужно отметить, что сам послушник имел в виду лишь врагов христианской веры. Людей, как таковых, он не подразделял на друзей и врагов, он различал их лишь как приблизившихся к познанию Божественной истины, и как далёких от неё.

  3. А также Силуан был уверен в том, что спасти христианскую душу можно только при помощи всеобъемлющей любви.

    Именно в этом он видел параллель с Иисусом, который, чтобы собрать всех людей под сенью своей любви, пошёл на страшную смерть на кресте.

  4. Старец объяснял, что любовь Бога распространяется не только на мир ныне обитающих на земле, но и на тех, кто переместился в мир иной, и даже на сошедших в ад.

    И душа не только радуется с великой силой при спасении людей, но и со столь же великой силой плачет и горячо молится при их погибели.

  5. Молитва за всех людей была главным делом жизни святого старца. Он говорил, что молитва за человека подобна пролитию крови за него. Его существование было наполнено страданиями за весь мир, тогда как о своих нуждах он забывал напрочь.

    И молитва, в которой он призывал все населяющие землю народы познать господа через духовную жизнь, была бесконечной.

О чём он пророчествовал

Будучи глубоко убеждён в этом, великий старец пророчествовал, что, когда все люди, отстранившись от собственных влечений, будут устремлены к Богу всей душой, лицо земной жизни и судьбы каждого из людей изменятся в одночасье до неузнаваемости.

А также старец пророчествовал, что, если молитва ослабеет — жизнь обречена на погибель. В такой целеустремлённости он достиг такого внутреннего настроя, при котором мог предвидеть будущее человечества. Он открывал глубоко спрятанные душевные тайны и выступал с призывом вступить на дорогу, ведущую к покаянию, за которым последует спасение.

Канонизация

  • Страстная молитва сопутствовала подвижнику до последнего дня его жизни на земле. В 1938 году, в сентябре, подвижник Силуан почил с миром. Он был похоронен в Покровском храме, находящемся в Пантелеймоновой обители. Его земной путь явил собой пример смирения и большой любви к Богу и ко всем людям. По прошествии 50 лет, в год тысячелетия Крещения Руси, Священным синодом Православной Церкви Силуан был причислен к лику святых.
  • А также с благословения Патриарха Алексия I. I. имя святого старца Силуана было помещено в месяцеслов Русской Церкви под 11/24 сентября.
  • Но ещё задолго до того как преподобный Силуан был канонизирован, на поклон к могиле великого сподвижника приезжало большое количество паломников. Поклоняясь старцу, они просили у него заступничества перед Господом.

Значение письменного наследия

Писания преподобного Силуана о смысле жития христианина и монастырского послушника изданы не только на русском, но и переведены на ряд языков мира.

Они ценятся за пронизывающую их насквозь духовность и мудрость.

Сегодня на просторах интернета можно найти и читать книгу «Силуан Афонский — жизнь и поучения», а также есть аудиокниги, сопровождающиеся видео, фото, иллюстрациями, иконами.

На первый взгляд, поучения Силуана отличаются простотой, но следовать им — дело нелёгкое. Для этого нужно встать на путь, характеризующийся:

  • отречением от самого себя;
  • полностью отдаться на волю Бога.

Сам Силуан выбрал именно такой путь, который стал свидетельством того, что:

  • спасение человечества содержится в понимании и принятии евангельской истины, данной нам Иисусом Христом;
  • значение христианского учения трудно переоценить;
  • земные ценности — ценности преходящие, тогда как истинными и неизменными являются: нравственность, духовность, любовь к Богу и ближнему своему.

Поклонение мощам и памятник

  • Свидетельством того, насколько высоко чтится житие Силуана Афонского в православии, является поклонение его мощам. Мощи преподобного Силуана постоянно хранятся в Пантелеймоновым монастыре на Афоне. В сентябре 2016 года они впервые покинули это место. Их принесение было приурочено к тысячелетию пребывания русских монахов на горе Афон. Они были привезены на родину Силуана, в село Шовское, а также в другие города, в том числе: Брянск, Орёл, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москву.
  • В храме Христа Спасителя, куда их перенесли перед празднованием Рождества Пресвятой Богородицы, было проведено всенощное бдение, которое возглавил Патриарх Кирилл. Вместе с мощами преподобного Силуана с Афона впервые в Москву прибыла чудотворная икона, которая связана с явлением Господа святому старцу.
  • В том же году в родном селе преподобного Силуана был открыт посвящённый ему музей и установлен памятник. Это смиренная фигура, держащая в руках чётки и икону.

Источник: https://pravoslavie.guru/biografii/prepodobnyj-siluan-afonskij-ego-zhizn-poucheniya-i-prorochestva.html

Силуан афонский — древо

Старец  Силуан Афонский помог сохранить семьи

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Силуан (Афонский)

Силуан Афонский (1866 — 1938), схимонах, преподобный

Память 11 сентября, в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, а также в Соборах Воронежских, Липецких и Тамбовских святых

В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье.

Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «…Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен.

После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь».

Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть».

Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице.

В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность.

Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими — это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее.

Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В 1911 году пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению».

Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Прп. Силуан Афонский

Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет.

И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи…

что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом?.. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым).

Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов…

Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти в ответ на вопрос: «Старец, Вы хотите умереть?» он сказал: «Я еще не смирился», но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

В 1987 г. прославлен Константинопольской Церковью.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тропарь

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Записки прп. Силуана

Записи преподобного Силуана, переданные отцу Софронию (Сахарову), представляли собою несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни.

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [2]. Поэтому писания преподобного Силуана не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [3]).

В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [4].

Литература

  • Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990.

Использованные материалы

[1]  Важнейшие селения европейской России. Тамбовская губерния. Список важнейших селений. Лебедянский уезд, частный генеалогический сайт Вячеслава Довбешко, http://поиск-липецк.рф/2014/01/

[2]  Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24-25

[3]  Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76

[4]  Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. C. 24-25, 116-117

Источник: https://drevo-info.ru/articles/19112.html

Письма старца Силуана к Надежде Соболевой (будущей монахине Силуане)

Старец  Силуан Афонский помог сохранить семьи

Христолюбивая Госпожа Надежда!

Получил от Вас доллар и молюсь Господу о Вас и о сыне Вашем Борисе. Ждет нас Господь на небе. Будем молиться и благодарить Господа. Он милостив. Много нас грешных любит и ждет нас со святыми к Себе.

Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить, как заповедал нам Господь.

Потерпим скорби ради Бога, а там когда душа увидит Господа и от любви Его все скорби забудет, там и о сыне мы вспомнить не можем – такой Приятный и Кроткий наш Господь. Слезно пишу сии строки боголюбию Вашему.

Схимонах Силуан грешный. Да поможет Вам Господь и Божья Матерь со Святыми.

1937 г.

* * *

Радуйся, Госпожа Надежда Христова!

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Я ходил в лавку, чтобы послать Вам икону Божией Матери, но нету такой иконы.

Молитесь Божией Матери и мученику Мине, и она найдется. Но обличать не надо, но предаваться воле Божией. Это еще лучше. Хозяину иконы скажите: Великую милость Божия Матерь воздаст ему. Только пусть Бога благодарит за все, Господа и Божию Матерь… Мужа не бросайте, но молитесь, чтобы он с покаянием помер.

Уговаривайте его, что Господь любит грешников кающихся и умер за нас в страданиях на кресте и место уготовал на небесах «идеже Аз, там и слуга Мой будет, да видит славу Мою». Ах, как бы мы знали, как нас Господь любит грешных, дает нам Духа Святого.

Им познается Господь и Его любовь, но мы теряем благодать Святого Духа за горделивость, и мучают нас страсти, дурные пороки, но надо с ними бороться, просить день и ночь помощь Божию и Божией Матери, и Господь поможет. А если икона найдется, то предаваться Воли Божией. Милостивый Господь, смотря на нас, и все нужды наши знает.

Мы Господа не видим, а он нас видит, и мы должны учиться жить по воле Божией. Я хотя Вам и пишу за скорби много, любя Вас, но своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати.

Благодатию Христовою душа покойна в боли, а ваши большие скорби. Но они временны. После смерти, если кого Господь сподобит видеть Господа, то он от любви Его не может вспомнить про родных. Такой наш Господь. Пишу, и дух мой радуется милосердию Божию, Славе Его. О сподоби нас, Господи, видеть Тебя во славе красоты Твоей неописанной.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что так нас много Господь грешных любит. Умер за нас на кресте и дал Духа Святаго Апостолам, но мы теряем Его. Но Господь дал покаяние, и радуется Господь кающемуся грешнику, говорит Святое Писание.

Мужа можно пугать: «Если ты не будешь исправляться, то я брошу тебя», но на самом деле бросить его Богу неугодно.

Отец Мефодий кланяется вам и благодарит за деньги, и я получил. Спаси Вас, Господи.

Гора Св.Афон, много мы видим в тебе чудес за молитвы Божией Матери. Описать их ум короток.

С.С.

Силуан Афонский. Святой для современного человека

Старец  Силуан Афонский помог сохранить семьи

Силуан Афонский — один из самых чтимых православной Церковью святых XX века, хотя его житие вполне можно уместить в один абзац. Преподобный Силуан не принимал мученической кончины. К нему не собирались вереницы паломников.

Всю монашескую жизнь он провел на Афоне и знали этого монаха, по большому счету, только в его монастыре.

Почему же Силуан Афонский стал так известен сейчас? Почему так почитаем? Почему мы пишем о нем, как о святом для современного человека?

Старец Силуан Афонский: чем он известен?

Сонм православный святых — это не только дань самим подвижникам и нашей Церкви в целом. В не меньшей степени их жизни — это вдохновение простым христианам. Каждый святой имел свой собственный путь к святости.

Тысячи святых — это тысячи примеров и ситуаций, в которых люди стяжали Благодать Духа Святого уже здесь, на земле.

Целая россыпь разнообразных судеб, где каждое житие может найти своего читателя, когда именно его оно вдохновит и избавит от уныния — потому что «у этого святого было в жизни все примерно так же».

Тысячи святых в Православной Церкви — это бедняки и цари, обездоленные и богатые, монахи и отцы семейств, жители городов или деревень, мужчины и женщины, священники и миряне.

Старец Силуан — чем известен он и кто был он?

С одной стороны, «внешних» событий в его жизни, действительно, почти не происходило: он родился в России, в 26 лет поехал на Афон и там в возрасте 71-го или 72-х лет умер.

С другой стороны, те испытания трудности, которые пришлось преодолеть ему — очень напоминают те, которые в той или ной форме переживают люди именно нашего времени. Времени, когда, благодаря комфорту, внешних тягот становится все меньше, а главная борьба человека, главные его боли и главное делание происходят на уровне мысли и внутреннего состояния.

Если в двух словах, то путь святого Силуана Афонского был характерен (и показателен) следующим:

  1. В монастыре старец Силуан выполнял самое суетливое послушание. Он был окружен самой суетливой суетой, которая только была на Афоне возможна. Но все равно стяжал Благодать Духа Святого и стал святым!
  2. Прежде чем стяжать Благодать, святой Силуан 14 лет переживал богооставленность. Это что-то вроде отсутствия вдохновения у поэта, только в тысячи раз сильнее.
  3. Он был искушаем бесами в своей келлии, но выстоял. Нападки бесов были не только в виде внешних зримых «посещений», но и в виде настоящей битвы против помыслов, которые доводили монаха до трудно описываемого отчаяния.
  4. И наконец нам, образованным, в назидание — старец Силуан, являя собой пример мудрости и оставив после себя прекрасные тексты, оказывается был неграмотным человеком, и почти все его обучение прошло в храме и монастыре по церковным книгам. Это пример того, как Благодать способна украсить и преобразить любого человека, и не житейская мудрость в конечном итоге для его судьбы и души важна.

Житие Старца Силуана

О святом Силуане Афонском написана прекрасная книга — она так и называется «Старец Силуан». Ее автор — ученик святого, архимандрит Софроний (Сахаров). Тоже замечательный монах, который часть жизни провел на Афоне (другую часть — в Англии, где был настоятелем православного монастыря). Во многом, только благодаря этой книге мир узнал о преподобном Силуане.

Книга «Старец Силуан» хорошая в двух отношениях:

  1. Она дает полное представление о жизни старца — ничего лучше и точнее о нем не расскажешь.
  2. Это не только рассказ о жизни святого. Житие старца в ней — это повод рассказать о всей системе духовной жизни и о тех невидимых законах и принципах, из которых она складывается. Это настоящая энциклопедия человеческой и жизни человеческого духа.

Рекомендуем. Ее нужно иметь в каждом доме.

Старец Силуан: как стать святым, когда кругом суета

В глазах многих идеал и вершина монашеской жизни — это тишина и молчание.

Ничто внешнее тебя не отвлекает, — максимум, братия со своим сложным характером, — но в остальном вокруг: сосредоточенность и первозданная природа: например пустыня, лес или афонские скалы.

А там, где люди и суета — глубокая духовная жизнь невозможна. Это один из поводов для уныния у жителей городов, которые окружены всем, что только может помешать сосредоточению.

Жизнь святого Силуана — доказательство, что такое представление о духовной жизни это не более чем «штампы», потому что если бы все было именно так, монах Силуан не стал бы святым.

Старец Силуан подвизался в самом крупном монастыре Афона — русском Пантелеимоновом монастыре, — и исполнял самое «мирское» и суетливое послушание — эконома. Он должен был контролировать все работы, которые совершаются в монастыре немонахами — простыми паломниками или наемными рабочими и строителями. Кажется, он даже какое-то время работал в магазине при монастыре.

см. также: кто такой монах и почему уходят в монастырь

Преподобный Силуан сохранял и ответственное отношение к делу, и умел (правильнее сказать — научился) хранить в своем сердце непрестанную молитву.

Несколько монахов из Пантелеимонового монастыря. Преподобный Силуан Афонский сидит крайним слева в первом ряду.

Для нас — это вдохновляющий пример, что цельность духовной жизни никак не зависит от того, что вокруг человека. Деревня или город, стадо коров или километровые нескончаемые пробки — это все не важно.

Силуан Афонский и богооставленность

Что такое богооставленность, которую так остро переживал этот святой?

Можно еще раз привести в пример писателей или поэтов, которые страдают из-за покинувшего их вдохновения. Их переживания сильны: творчество давало им ощущение наполненности жизни, и вдруг всё «остановилось» и застыло. Пустота.

Богооставленностью называется состояние, когда христианин — после первого вдохновляющего опыта духовной жизни (который обычно захватывает с головой и помогает людям совершать по-началу чуть ли не подвиги), затем чувствует, что вдруг всё ушло: нет больше «дыхания» внутри.

И молитвы нет, и желание в храм ходить нет, а если ходишь, то «ничего не чувствуешь». Наступает уныние, «я плохой христианин». И чем сильнее было первоначально посещение человека Духом Святым, тем тяжелее переживается последующая богооставленность.

Ведь, это уже не вопрос творческое самореализации, а вопрос самой сути жизни.

У старца Силуана эти переживания были чрезвычайно сильны. Таков был Промысел Божий в отношении этого монаха. В самом начале своего иноческого пути ему было дарована благодать такой силы, какую иные не знают и всю жизнь.

А затем на долгие годы «все ушло». Душа, познав Христа однажды, тоскует по нему затем невообразимо.

Святой Силуан множество раз за это время, словно, «умирал» внутри себя — настолько странной и жалкой казалась жизнь без Благодати.

Это были невидимые глазу испытания, но они были не слабее физических тягот и требовали не меньшего упорства. И как итог — венцы: святость и Благодать, которая установилась в нем затем окончательно, подарив ему непрестанную внутреннюю молитву, неиссякаемый мир на душе и ощущение постоянного сопребывания с Богом. То есть настоящее счастье, которого только может сподобиться на земле человека.

Это замечательный пример для нас — никогда не отчаиваться!

Святой Силуан Афонский был искушаем бесами

Многие сильные монахи бывают искушаемы бесами (если не сказать, что все бывают искушаемы бесами). Причем они нападают не только в видимом обличии — в виде мерзких существ, которые способны испугать одним только обликом. Но и в не меньшей степени их нападки происходят через мысли, затрагивая самые слабые и уязвимые места в духовном и моральном устроении человека.

Так происходит и с нами — в миру, в городе. В нашей голове — ворох мыслей, которые прежде всего нам самим дают страдание. Фобии, страхи — это и психология с одной стороны, и бесы с другой — которые играют на наших слабых точках.

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это учение, которые вынес старец Силуан из своей духовной жизни, во время которой он также переживал тяжелые нападки бесов — в том числе в форме помыслов, которые они подавали ему. Сначала, зарождая мысль о том, что он, монах Силуан, уже свят, а затем — низвергая его в другую противоположность: утверждая, что он погиб и никогда не спасется.

Учение святого Силуана

Под учением часто подразумевается не систематизированные учебники или философские позиции, а некая основная Идея, которой руководствовался тот или иной святой и которую тот старался передать всем, кто окружал его или приходил к нему.

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это фраза старца Силуана, в которой сложен весь смысл его учения.

У этого поучения может быть несколько сторон в трактовках. Одна из них: никогда не отчаиваться, в каком бы аду, как тебе кажется, ты бы ни находился.

Иная трактовка заключается в том, что человек с одной стороны должен всегда жить памятью о том, как низко может пасть, оставь его Господь, но помня это (держа ум, во аде), должно не унывать, а наоборот — устремиться умом и сердцем ко Христу.

Депрессия и уныние — бич современного человека. Старец Силуан и его учение — это вдохновляющий пример, когда человек прошел через «все то же самое», что и большинство из нас в миру, в городе, в 21 веке, только еще острее и сильнее — и стяжал благодать.

Так что же унывать нам?

Преподобный Силуан был безграмотным человеком

Святой Силуан родился в одном из сел Тамбовской губернии в середине XIX века и имел два класса образования.

Вообще, сам по себе факт «необразованности» ничего не значит. Церковью прославлено множество людей как с прекрасным образованием (например, святитель Иоанн Златоуст, который оставил после себя множество книг), так и совершенно простых, «необразованных» подвижников. Потому что перед Богом все равны, а мудрость мирская она на то и мирская, что ценна только здесь на земле.

Примечательно другое: каким образом святость и Дух Святой преображают человека и какую силу ему дают. Апостолы, которые обратили в христианство целые континенты, были когда-то самыми простыми людьми — рыбаками и сборщиками податей. Таково оказалось их преображение.

Преображение старца было таково, что окружавшим его он демонстрировал образец тонкого рассуждения по многим вопросам, а после себя оставил писания. Их не очень много — всего на одну книжку. Но какие это слова! Это проникновенные записки о Любви Христовой, душе, Благодати и скучании души по Христу.

Наверное, это одни из лучших строк, что были написаны по крайней мере в XX веке….

Например, такие:

Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу.

И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя.

И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, — потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата.

Старец Силуан: когда жил и дни памяти

Преподобный Силуан родился в 1866 году, на Афон уехал в возрасте 26 лет и умер на Святой Горе в 1938 году.

Днем его памяти Церковь установился 24 сентября — это день, когда старец Силуан скончался.

Святой отче Силуане, моли Бога о нас!

Источник: http://uznavay.pro/siluan-afonskiy-zhitie-kratko-svyatoy-dlya-sovremennogo-cheloveka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.